Уважаемые коллеги!
Информируем Вас о том, что в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования ведёт работу Федеральная инновационная площадка «Комплексная модель сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников «Высшая школа педагогического мастерства»Метод 1
Метод визуализации, декодирования и творческой репрезентации текста «Диаграмы»
Актуальность: При работе с информацией люди запоминают лишь 10% прочитанного, но из увиденного - 30%. У зрительных образов есть явное преимущество перед словами, именно поэтому в учебном процессе необходимо как можно чаще использовать диаграммы, как одну из форм визуального мышления.Метод 3
Метод качественного анализа текста «Осевое кодирование»
Актуальность: Смысл поэтапного кодирования текста состоит в постепенном сужении поля анализа текста: от предельного открытого смысловых единиц текста до узконаправленного. Процедура кодирования нужна для работы с текстами, их систематизацией и анализом, помогает развить творческие способности, творческую чувствительность. Ученики развивают умение структурировать информацию.«Инфографика как образовательная технология визуализации информации и смысловой работы с текстом»
Актуальность: использование современных информационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В системе образования в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Новые технологии обучения позволяют увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения знаний.
В условиях использования средств ИКТ в образовании, популярным средством визуализации информации стала инфографика. Инфографика – это такой вид иллюстрации, где совмещаются данные и дизайн, что позволяет людям в краткой форме доносить информацию до аудитории. Ее определяют, как визуализацию данных или понятий, цель которой – представить аудитории сложную информацию так, чтобы она могла быть быстро воспринята и легко понята. Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации – ее метафоричность, то есть это не просто график или диаграммы, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлены визуальная информация, аналоги из жизни, предметы обсуждения.
Существует три типа инфографики:
Условия использования:
В классе с ИКТ: компьютер, проектор, интернет
В классе без ИКТ: шаблон инфографики
Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающего в себя:
Описание метода:
1 шаг – Выбрать любимую учебную тему в рамках преподаваемого предмета. Сформулировать для себя проблему, которая будет отражена в инфографике, определить цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы), подумать, какой может быть идея инфографики.
2 шаг – разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подобрать текст, который будет сопровождать инфографику и нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются в вашей аудитории.
3 шаг – создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и известной
Метод 5
Метод работы с картами Google
Актуальность.Метод 6
Метод работы с топографической картой
Актуальность.
Особенностью предмета географии, топография является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию, топографию.
Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты.
Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в жизни людей.
Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.
В учебниках содержится много практических заданий и упражнений, позволяющих школьникам овладеть картографической азбукой. Однако некоторые задания, а также содержание текста не всегда понятны учащимся. Это обязывает учителя тщательно продумать методические приемы ознакомления учащихся с новыми картами.
Цель использования метода:
Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться ими в повседневной практике.
Формирование практических умений и навыков при работе с картой, предусмотренных учебными программами.
Организация самостоятельной работы учащихся с географическим атласом, контурными картами.
Условия использования:
топографические, географические карты, циркуль-измеритель.
Описание метода
Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.
Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий.
Метод выделения главной мысли в тексте
Актуальность: В основе неуспешного обучения детей лежат разные факторы, но одним из главных факторов является низкая читательская активность, а она в свою очередь обусловлена неумением читать. Наши дети не умеют читать, не умеют работать с текстом, не умеют выделить из него главное.
Цель использования: умение осознанночитать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста, быстро определять тему, главную мысль любого текста, находить важную для себя информацию.
Условия использования: для работы необходим текст, лист бумаги, пенал с принадлежностями, словари (толковый, иностранных слов и др.) – по необходимости
Описание метода: Работа
начинается с обсуждения
названия к тексту, так как по заголовку можно спрогнозировать содержание, определить о ком или о чем будет идти разговор в данном тексте. Таким образом, определяется тема данного текста.
Дальше, обучающиеся начинают читать текст с карандашом в руках. Можно использовать маркировку текста. Обучающиеся, под руководством учителя (2 класс) или самостоятельно (3-4 класс) делят текст на смысловые части. В каждой части, при чтении, они определяют предмет речи, подчеркивают его или маркируют. Можно использовать для работы не маркировку, а рабочую таблицу. Предмет речи каждой микротемы записывается в графу №2. Далее, определяется авторское отношение к данному предмету (что хотел сказать нам автор о нем). Подчеркивается или маркируется слово, определяющее авторское отношение к этому предмету. Это слово записывается в графу №3. Затем, формулируется словосочетание или предложение и записывается на лист в графу №4. Это и есть главная мысль микротемы . По аналогии проводится работа со всеми частями текста. В итоге, в графе №4, получаем смысловые единицы, отражающие главные мысли каждой из микротем.
Прочитав эти смысловые единицы и установив связи между ними, выводим главную мысль текста.
Этот метод хорошо используется на литературном чтении. Его можно использовать и при работе с текстами на уроках окружающего мира.
Второй способ определения главной мысли в тексте:
Работа начинается с обсуждения названия к тексту, так как по заголовку можно спрогнозировать содержание, определить о ком или о чем будет идти разговор в данном тексте. Таким образом, определяется тема данного текста. Затем, используя просмотровое чтение, знакомимся с текстом. При этом внимательно читаем последние абзацы текста. В данных абзацах определяем предмет речи и авторское отношение к нему (что хотел сказать нам автор о нем). Это и есть главная мысль текста.
Метод 9
Метод запоминания и смысловой переработки текстовой информации «Мнемотехника. Мнемотаблицы»
Актуальность
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Цель использования метода
Цель работы с мнемотехниками:Условия использования
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Приемы мнемотехники осваиваются обучающимися постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:Мнемоническое правило
Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам:Описание метода
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемыЭтапы работы с мнемотаблицами
Метод создания плана текста
Актуальность – Многие ученики школ не умеют логично структурировать текст, правильно передавать информацию, прочитанную из источников.
Цель использования метода – Построение плана при работе с текстом, с информацией.
Условия использования – Распечатки текста, пенал с принадлежностями, документ-камера.
Описание метода
При помощи этого плана можно и устно рассказать самое основное из текста и написать сам текст.
Данный вид плана очень помогает на уроках окружающего мира, где ребятам предложено много текста для чтения. Выбрав фрагмент, ребята сами для себя, при помощи плана, выделяют, что для них интересно и чем они будут готовы поделиться. На уроках русского языка, ведь на этом уроке работа с текстом это один из основных элементов. На уроках математики при работе с задачами. Выделять где тут условие, где вопрос. Про что говориться в задаче, что известно, как найти.
Данный вид плана универсален.
Метод смыслового анализа текста «Диалог с автором»
1.Актуальность. Задавались ли вы вопросом: сколько шагов должен сделать читатель от чтения текста до его понимания и осмысления? Рассмотрим этот вопрос в контексте литературного чтения. Ученым-филологом и автором многочисленных методических и учебных пособий Марией Александровной Рыбниковой определены следующие подходы к литературному чтению:
1) обязательная опора на литературоведение;
2) введение художественного произведения в литературно-исторический контекст;
3) установление связей с жизненным опытом ребенка;
4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.
Применимые не только в литературном чтении, но и на других учебных предметах, связанных с пониманием текста (т.е. универсальных) – это пункты № 3,4
Какой подход будет наиболее продуктивным и обязательным? (№4)
Если в 1-м классе и частично во 2-м речь идет об элементах анализа текста, то в 3–4-м классах – о собственно анализе.
Цель анализа текста на этом, первом этапе – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом
Современная методика предлагает множество приемов анализа текста. Один из них – диалог с автором.
Это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу.
Формирование навыка ведения диалога с автором возможно лишь в процессе совместного чтения текста с учителем.
Пример маркировки текста
В – вопрос
П – предположение
О – ответ автора
( ) – подумай над словом
Для визуализации информации и дальнейшего анализа текста через составление различных видов плана, выделение микротем, определения главой мысли автора, составления сводной таблицы по содержанию, характеристике героев и т.п. работу во время диалога с втором можно зафиксировать на специальной закладке.
Между П и О ставим сигнал корректировки:
«+» мое мнение и мнение автора совпали
«-» мнения разошлись
«?» текст не дает ответа на поставленный вопрос
Вписываем ключевое слово смыслового отрезка текста. Выбор ключевого слова зависит от цели дальнейшего использования закладки, от задание после чтения. Это может быть слово-настроение, слово-вывод, слово-ассоциация, цитата, короткий вопрос. Использование закладки позволяет учителю проследить за самостоятельным ведением диалога с автором. Ученику помогает проконтролировать себя в последовательности действий, перечитать текст, используя прием комментированного чтения, проанализировать и понять содержание.
Метод 12
Метод сжатия информации
Актуальность основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.Описание метода (метод сжатия информации). Построение такого конспекта основывается на стремлении к визуализации, выражении смыслов через образы. Вместо слов в таком конспекте будут размещены рисунки, схемы, символы. И тогда мы получим опорные сигналы к данному тексту, а вместо утомительного переписывания длинного непонятного текста – быстрое оформление краткого и интересного опорного сигнала.
Метод сжатия информации - это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью:
- ключевых слов, фраз;
- забавных рисунков;
- символов;
- схем.
Алгоритм метода:
1. прослушивание текста
2. заполнение таблицы
3. письменный пересказ на основе переработки текста.
Метод 13
Метод анализа, синтеза текста «Цепочка»
Актуальность основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.Mind-maps – как технология смысловой работы с текстом
Интеллект карта (карта памяти) – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Актуальность:
Цель использования метода:
Описание метода:
С использованием ИКТ
Без ИКТ
Дедуктивный метод (от общего к частному):